Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Актуальные вопросы обеспечения качественной питьевой водой населенных пунктов Казахстана обсудили на парламентских слушаниях в Мажилисе

Дата: 27 ноября 2017 в 10:43 Категория: Новости политики

Астана, 24 ноября, Дом Мажилиса

Под председательством Спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина состоялись парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения качественной питьевой водой населенных пунктов Республики Казахстан».
В обсуждении приняли участие и представители Правительства, центральных и местных исполнительных органов, предприятий по водоснабжению и водоотведению, международные эксперты, ученые, НПО и СМИ.
Для обеспечения качественной питьевой водой населения страны с 2002 года приняты 3 отраслевые программы: «Питьевая вода», «Ақ бұлақ», «Программа развития регионов до 2020 года».
Кроме того, реализуется Госпрограмма инфраструктурного развития «Нұрлы жол», предусматривающая ускоренную модернизацию инфраструктуры ЖКХ путем бюджетного кредитования и субсидирования.
Подчеркнув актуальность темы, Председатель Палаты остановился на тех проблемах, которые требуют скорейшего разрешения.
— Сегодня отсутствует системный подход при строительстве и эксплуатации объектов водоснабжения. Сейчас, к сожалению, мы видим, что зачастую возникают ситуации, когда построенный групповой водопровод не может подавать воду в населенный пункт из-за неготовности внутрипоселковых сетей, или наоборот. Все это приводит не только к неэффективному использованию бюджетных средств, но и к необеспеченности населения качественной питьевой водой, — сказал Н.Нигматулин.
Одной из причин этого Спикер Мажилиса назвал отсутствие Единого оператора по строительству и эксплуатации инфраструктуры водоснабжения в населенных пунктах.
— И это несмотря на то, что Глава государства неоднократно давал поручение проработать вопрос создания Единого национального оператора. Само создание подобного оператора позволит внедрить системный подход при реализации Программы развития регионов до 2020 года, повысить инвестиционную привлекательность, эффективную и рентабельную эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения, — подчеркнул Спикер Мажилиса.
Подтвердив актуальность темы, заместитель Премьер-Министра – министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов доложил о прорабатываемых путях решения проблем.
По словам А.Мырзахметова, в качестве Единого оператора по строительству и реконструкции не только магистральных, но и всех водопроводных сетей сельских населенных пунктов предлагается определить РГП «Казводхоз».
При этом А.Мырзахметов отметил, что в случае одобрения потребуется внесение поправок в законодательство и, прежде всего, в Водный кодекс.
О необходимости законодательной поддержки вопросов водообеспечения говорил и выступивший на парламентских слушаниях президент Ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению «Казахстан Су Арнасы» Валерий Сюндюков. Речь шла о возможности разработки специального закона о водоснабжении и водоотведении.
Среди проблемных вопросов участники слушаний назвали также недостаток специалистов в области рационального использования и охраны водных ресурсов, а также в сфере управления и эксплуатации, обладающих необходимыми квалификационными навыками работы с учетом современных энергосберегающих и энергоэффективных технологий.
— Наверное, возникла необходимость соответствующим центральным и местным исполнительным органам следует обратить внимание на то, что помимо инвестиций в модернизацию и строительство новой инфраструктуры нужно предметно заниматься развитием профессиональных навыков у сотрудников предприятий водоснабжения, — поделился мнением Спикер Мажилиса.
При этом Нурлан Нигматулин акцентировал внимание на мировом опыте по эксплуатации объектов водоснабжения, остановившись на примерах Франции и Испании, где назначаются частные компании для управления водоснабжением на основе контракта в форме концессии или арендного договора.
— Вероятно, что и у нас внедрение государственно-частного партнерства позволило бы повысить эффективность управления водными ресурсами, -отметил Председатель Палаты.
О намерении инвестировать в экономику Казахстана, а именно в сельское хозяйство, водоснабжение, энергетику, здравоохранение, образование, МСБ заявил и директор Постоянного представительства Азиатского Банка Развития в Казахстане Джованни Капаннелли, выразив при этом поддержку стратегического курса Президента Назарбаева, а также уверенность в успешности казахстанских программ.
Депутаты заострили внимание и на проблемных вопросах, касающихся завершения объектов водоснабжения, начатых в рамках программ «Питьевая вода» и «Акбулак». Сказано и о разнице в стоимости проектов на 1 километр водопровода в одном и том же регионе.
Отдельной темой стало качество питьевой воды и необходимости отнесения системы хозяйственно-питьевого водоснабжения к группе высокой эпидемической значимости.
Н.Нигматулин обозначил основные требования по обеспечению населения питьевой водой. Среди них — круглосуточный и неограниченный доступ к питьевой воде гарантированного качества; справедливые тарифы, которые должны оправдывать затраты на водоочистку и распределение. При этом Спикер Мажилиса подчеркнул необходимость субсидирования или оказания адресной помощи социально-уязвимым слоям населения, если тариф оказывается для них неподъемным.
Особое внимание участники парламентских слушаний уделили непропорциональности доступа к централизованному водоснабжению в разрезе регионов. Так, низкий доступ к централизованному водоснабжению в сельских населенных пунктах отмечен в Павлодарской (20,5%), Костанайской (30,5%), Западно-Казахстанской (37,4%) областях.
В целом же к 2020 году обеспеченность сел централизованным водоснабжением планируется довести до 62%. Однако достижение этих показателей имеет ряд трудностей, прежде всего, в связи с отсутствием адресного решения проблемы, а также единого механизма водообеспечения малых сел.
— Предлагаем Правительству разработать Дорожную карту по комплексному решению вопроса обеспечения питьевой водой населения с учетом подтверждения источника водоснабжения и особенностей каждого региона. Где должно быть предусмотрено финансирование и сроки реализации данных объектов водообеспечения, — отметил депутат Мажилиса Сакен Утебаев.
Еще одним спорным вопросом, поднятым на парламентских слушаниях, стало обеспечение централизованным водоснабжением малых сел. По мнению исполнительных органов, проведение централизованного водоснабжения в села с населением менее 200-300 человек экономически неэффективно. Данную проблему предлагается решать локально, за счет использования альтернативных источников питьевого водоснабжения с установкой модульных очистительных блоков. В свою очередь депутаты придерживаются мнения, что Правительству необходимо определить комплексные подходы к решению этого вопроса.
После обсуждения итогом парламентских слушаний стало принятие соответствующих Рекомендаций.

---

Переоценить отношение к использованию воды призвал глава МИР РК
mid.gov.kz, 24 ноября

К 2020 году более половины сельских населенных пунктов будет обеспечено запасами подземных вод. Об этом заявил министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек выступая на Парламентских слушаниях по вопросам обеспечения питьевой водой.
С 2012 года по 2016 год проведены поисково-разведочные работы для 1781 села с постановкой на государственный баланс подземных запасов воды в количестве 698,1 тыс. м3/сут.
«По состоянию на 1 января 2017 года на территории Республики Казахстан Государственным балансом учтено 3273 месторождений с утвержденными эксплуатационными запасами в количестве 42,9 млн. м3/сут.Эти запасы вкупе с поверхностными источниками воды позволят покрыть потребности для выполнения главной цели – увеличения доступа к централизованному водоснабжению», — отметил министр.
По его словам, по доступу к водоснабжению по Программам «Ак Булак» и Развития регионов до 2020 годас 2011 по 2016 годы было построено и реконструировано более 18 тысяч км сетей водоснабжения.В целом по стране доступ к централизованному водоснабжению с 2011 по 2017 годы по сельским населенным пунктам увеличился с 42,5% до 55,6%, и в городах с 82% до 92,9%.
«Из 6601 села централизованными системами водоснабжения снабжены 3 671 село или 55,6 %. По численности населениядоступ к централизованному водоснабжению имеют более 80% сельского населения (6,2 млн.человек из 7,7 млн.человек).Дополнительный эффект на рост показателей доступа к централизованному водоснабжению оказала реализация программы «Нұрлы жол». По которой выделено 78,1 млрд.тенгебюджетных кредитов,построено и реконструировано 2083,3 км сетей водоснабжения и водоотведения», — сказал на слушаниях Женис Касымбек.
Целенаправленная политика государства по обеспечению питьевой водой граждан нашей страны дала ощутимые результаты.Вместе с тем имеются ряд проблем, требующие своего решения.
«Исторически сложившееся социальное отношение к водепривело к несоответствию потребительской и экономической стоимости питьевой воды.Это стало причиной девальвации ценности воды в общественном сознании. Социальный подход в формировании тарифов привел к недостатку финансирования водоканалови соответственно к ускоренному износу систем, увеличению количества аварий, потерь воды и ухудшения ее качества.
Дальнейшее развитие сектора водоснабжения во многом зависит от полноценного его входа в рыночные отношения. В развитых странах система управления водным хозяйством сформирована по принципу «потребляй и плати».Нам всем надо переоценить наше отношение к использованию воды и ее стоимости», — отметил министр.
Основные ресурсы пресных подземных вод (59%) сосредоточены в южном регионе в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях. Наиболее ограничены в ресурсах пресных подземных вод Атырауская, Северо-Казахстанская, Мангыстауская, Костанайская и Акмолинская области.

---

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ ЗАСЛУШАНЫ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ
mz.gov.kz, 24 ноября

Сегодня в Мажилисе Парламента РК состоялись парламентские слушания, где были заслушаны вопросы обеспечения качественной питьевой водой населенные пункты республики.
Вице-министр здравоохранения РК Алексей Цой, выступая перед депутатами, отметил, что Глава государства в своем недавнем выступлении перед участниками заседания Астанинского клуба обратил внимание на проблему недостатка пресной воды в мире и межгосударственных противоречий в борьбе за нее. В силу географического положения существует дефицит воды и в Казахстане, так как имеется зависимость от трансграничных рек Китая, Кыргызстана, Узбекистана и России.
«Роль воды в сохранении здоровья человека неоспорима высока, при ее недостаточном употреблении или использовании несоответствующего качества создается реальная опасность развития заболеваний. За период реализации инициированных Главой государства программ улучшилось снабжение питьевой водой населения страны, сократился удельный вес неработающих водопроводов более чем в 2 раза — с 99 в 2011 году до 43 в 2016 году, отмечается динамичное снижение заболеваемости вирусным гепатитом А в 23 раза, острыми кишечными инфекциями до 2-х раз», — проинформировал вице-министр.
Также он сообщил, что несмотря на имеющиеся позитивные результаты, имеется ряд проблем, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека. Так, население 68 населенных пунктов (0,2% населения) Южно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской и Алматинской областей вынуждены использовать для питья неочищенную воду из родников и речек.
«В отдельных населенных пунктах Южно-Казахстанской, Карагандинской и Акмолинской областей более 20-ти лет не проводится реконструкция и капитальный ремонт сооружений водоподготовки, в результате чего эффективность очистки низкая, требуемые к качеству питьевой воды параметры не достигаются», — подчеркнул вице-министр.
Следует учитывать, что употребление загрязненной воды может быть причиной, как острых инфекционных заболеваний, так и в отдаленном последствии отразиться на основных жизненных функциях человека. Такая причинно-следственная связь влияния качества воды на здоровье населения подтверждается в Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях, где наряду с повышенной минерализацией и жесткостью питьевой воды отмечен высокий рост мочекаменной болезни.
«Предложения Министерства по созданию при акиматах организаций для обслуживания объектов водоснабжения в сельских населенных пунктах и осуществления производственного контроля были внесены в Программу «Ақ бұлақ». Но проблема принятия на баланс объектов водоснабжения и их обслуживания остается актуальной практически во всех регионах», — отметил вице-министр.
По его словам, на сегодняшний день более 120 водопроводов и 600 нецентрализованных источников водоснабжения не имеют ведомственной принадлежности, более 130 водопроводов не охвачены производственным контролем. Отсутствие балансодержателей и обслуживающих организаций негативно сказывается на санитарно-техническом состоянии объектов водоснабжения. Он также отметил, что непринятие мер по ликвидации аварий, не проведение профилактических работ по промывке и дезинфекции сетей приводит ко вторичному загрязнению питьевой воды, а вместе с ним и к заболеваемости населения.
Учитывая, что в любой момент может произойти осложнение эпидемиологической ситуации, местным исполнительным органам необходимо усилить работу по приведению объектов водоснабжения в соответствие с требованиями, передаче бесхозных объектов водоснабжения на баланс, определению организаций для их обслуживания, а также обеспечению производственным контролем всех источников и систем водоснабжения.
Необходимо отметить, что объекты нецентрализованного водоснабжения в населенных пунктах с количеством обслуживаемого населения до 2 тысяч человек выведены из-под контроля. За последние годы также была сокращена кратность проверок систем централизованного водоснабжения до 1 раза в год. При таком подходе реализация профилактических мер, осуществление анализа и установление причинно-следственных связей воздействия качества воды на здоровье населения затруднена.
«В свою очередь, Министерство готово оказать содействие регионам в организации и проведении производственного контроля. Для повышения действенности контроля, прошу депутатов, заинтересованные госорганы и Национальную палату предпринимателей «Атамекен» поддержать предложение Министерства о пересмотре кратности проверок систем централизованного водоснабжения и внесении всех объектов нецентрализованного водоснабжения независимо от количества обслуживаемого населения в группу высокой эпидемической значимости», — подытожил свое выступление вице-министр.

По сообщению сайта Nomad.su