Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Повышая уровень защиты прав человека (Нурлан Каирбеков, председатель Восточно-Казахстанского областного суда)

Дата: 27 ноября 2017 в 17:09

Повышая уровень защиты прав человека

 

Нурлан Каирбеков,

председатель Восточно-Казахстанского областного суда

 

В настоящее время в нашей республике успешно реализуются институциональные реформы по Плану нации «100 конкретных шагов», и в соответствии с ними полным ходом идет реформирование судебной системы Казахстана. Серьезные преобразования, происходящие в современном Казахстане, коренным образом изменили все сферы общественной жизни, особенно трансформации подверглась уголовно-правовая система.

В рамках реформирования в 2015 году вступили в силу новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Также согласно введенным новеллам судебная система Казахстана перешла от пятиступенчатой к трехзвенной системе отправления правосудия — первая, апелляционная и кассационная инстанции, в соответствии с чем были внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство.

Законодатель пошел дальше: Законом от 3 июля 2017 года декриминализированы ст.ст. 108, 109, 215 Уголовного кодекса, данные составы перешли в Кодекс об административных правонарушениях.

В целях практического исполнения Плана нации, инициированного Главой государства, межведомственной рабочей группой в составе первых руководителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, правоохранительных и специальных органов республики выработаны основные подходы по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности.

Реформа нацелена на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.

В настоящее время идет работа по внесению изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство с целью совершенствования системы уголовного процесса, защиты прав и интересов лиц, вовлеченных в уголовный процесс. В целом поправки нацелены на семь основных ключевых направлений.

Основываясь на международном опыте, предлагается срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда сократить с 72 часов до 48, а в отношении несовершеннолетних — до 24 часов.

Предусматриваются поправки в УПК, позволяющие вести уголовное судопроизводство в электронном формате. Электронное уголовное дело — это информационная система, предназначенная для хранения цифровой информации — материалов уголовного дела, полностью заменяющая собой бумажный вариант, с высоким уровнем безопасности.

На сегодняшний день в рамках пилотного проекта в Восточно-Казахстанской области уже рассмотрено десять материалов по санкционированию в электронном формате, также в суд поступило первое электронное уголовное дело. Положительные стороны данного нововведения очевидны — сокращены бумажный документооборот, бюрократическая волокита, дела рассматриваются оперативно, имеет место прозрачность взаимоотношений между следователем и участником досудебного расследования, а также снижается риск фальсификации материалов дела.

Предусмотрено дальнейшее расширение судебного контроля, прежде всего, в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия, которые будут переданы от прокуратуры судам. Суду предлагается передать функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов.

Предлагается расширить перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.

Также в проекте заложены основы исключения практики сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание может производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК. В случае выявления нового факта он должен быть зарегистрирован в ЕРДР как новое правонарушение и только после этого может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее. Это позволит искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу, действиям при отсутствии доказательств по расследуемому событию.

Состязательность заложена в принципах уголовного процесса. И согласно требованиям ст. 24 УПК органом, ведущим уголовный процесс, должны быть проверены все заявления о невиновности или меньшей степени виновности. Поэтому особенно важным является укрепление объективности уголовного процесса с начала досудебной стадии, где сторона защиты должна проявить активность с первых дней досудебного производства.

Грубейшим нарушением принципа состязательности является обвинительный уклон, то есть односторонний подход к сбору и оценке доказательств, только подтверждающих обвинение. Как сторона обвинения, так и защиты обязаны осуществлять свою деятельность только исходя из требования материальной объективности. Поэтому исследование всех имеющих значение для дела доказательств как стороны обвинения, так и стороны защиты до направления дела в суд способствует обеспечению защиты прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, еще на досудебной стадии. Если доказательства позволяют восстановить нарушенные права и свободы граждан, создают условия для установления истины и вынесения справедливого и законного решения еще до направления дела в суд, нет необходимости скрывать их до начала судебного разбирательства.

Также законодатель намерен упростить судопроизводство по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести, путем введения приказного производства.

Приказное производство относится к целерантному (в переводе с латинского «быстрому») производству. Сокращается как досудебная, так и судебная стадия, что позволяет органам расследования сфокусироваться на более сложных делах. Нет необходимости по простым, очевидным делам проводить длительные процедуры. Форма приказного производства позволит в максимально короткие сроки завершить и направить в суд уголовные дела по несложным уголовным правонарушениям, что ускорит восстановление нарушенных прав. Такой вид уголовного производства отвечает интересам как стороны обвинения, так и защиты, так как минимизирует вовлечение граждан в сферу уголовной юстиции, обеспечивает право лица получить более мягкое наказание.

Таким образом, во исполнение Плана нации, инициированного Главой государства, предпринимаются все необходимые шаги для претворения законодательной инициативы в жизнь, в рамках этой работы реформируется уголовный процесс, правоохранительная деятельность в целях защиты прав и законных интересов граждан, соблюдения со стороны государственных органов гарантированных Конституцией РК прав и свобод человека, которые закреплены во Всеобщей Декларации прав человека.

По сообщению сайта Zakon.kz