Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Японские сотовые операторы не заинтересованы в покупке компании Megacom, — советник по инвестициям И.Кумакири (интервью)

Дата: 06 декабря 2017 в 09:44 Категория: Новости авто

Tazabek — В Кыргызстане практически нет японского бизнеса и инвестиций, но бизнес-потенциал страны большой. Об этом в интервью Tazabek рассказал японский советник по продвижению инвестиций Ичиро Кумакири.

Иностранный специалист в ходе интервью деловому изданию рассказал об инвестиционном потенциале Кыргызстана, а также о возможностях продвижения кыргызской продукции в Японии и наоборот, японских компаний в республике. Какие проекты интересны Японии? Интересует ли японских операторов покупка компании Megacom? Что вызывает у японских инвесторов обеспокоенность? Об этом читайте в интервью.

— Как международный эксперт, что вы думаете об инвестиционном положении Кыргызстана? Какой потенциал имеется у страны? В сравнении с соседями какие у страны недостатки, преимущества?

— До настоящего времени основные инвестиции в Кыргызстан были из соседних стран (Россия, Казахстан, Китай), стран, ориентированных на полезные ископаемые (Канада, Великобритания), стран, связанных национальными и историческими узами (Турция, Южная Корея, СНГ).

Однако инвестиции из Японии практически не продвигались, японских инвестиций в Кыргызстане практически нет и японского бизнеса тоже. Причина в наличии привлекательного большого рынка Юго-Восточной Азии с дешевой рабочей силой. Другая причина — в отсутствии информации о Кыргызстане и Центральноазиатском регионе, а также незнание о бизнес-возможностях в Кыргызстане.

Я считаю, что бизнес-потенциал у Кыргызстана очень большой. У страны есть свои определенные преимущества, сильные стороны:

— Население страны в форме пирамиды, что означает наличие большой доли молодежи, ведущий к потенциальному росту экономики;

— Наличие соседних крупных рынков России, Казахстана, Китая;

— Сравнительно дешевая, но высокого качества рабочая сила, дешевая электроэнергия и так далее.

Есть и слабые стороны:

— Малый масштаб экономики;

— Высокие транспортные расходы с учетом того, что Кыргызстан находится внутри евразийского континента и вдалеке от мирового рынка сбыта.

Однако, после вхождения в 2015 году в ЕАЭС некоторые недостатки устраняются, становится выгодно заниматься торговлей, логистикой, решается много проблем, которые существовали ранее. Необходимо использовать преимущества, чтобы они привели к росту бизнеса и инвестиций.

— Назовите наиболее приоритетные отрасли для инвестирования? Какие проекты вы бы отнесли к инвестиционно привлекательным и наоборот?

— Доселе инвестиции были направлены на полезные ископаемые, водные ресурсы. Японские компании проявляют интерес к сельскому хозяйству (переработка продуктов питания, овощи, фрукты, молочные продукты, сельскохозяйственная техника, разработка местных продуктов), промышленности (текстильная, пищевая отрасль) и сектору услуг (туризм, IT – информационные технологии).

В настоящее время инвестиции в продукции, связанные с транспортными машинами и химическими продуктами, осложнены из-за отставания индустриальной базы.

Нет неперспективных отраслей, потому что когда японские компании приезжают сюда, они впервые находятся в Кыргызстане и их интересует все, больше областей, которые их интересуют, чем не интересуют.

Если брать практику японских инвестиций за границей, то она выглядит следующим образом: например, из Кыргызстана импортируется мед в Японию, устанавливаются партнерские взаимоотношения, сотрудничество и потом через некоторое время японская компания принимает решение открыть здесь упаковочное производство для меда или для других продуктов и потом дальше уже переходит к прямым инвестициям, то есть такой этап сложился во всем мире. Японские компании, можно сказать, идут таким путем: вначале это небольшой бизнес как торговля, а потом уже постепенно переходят к производству, денежным вложениям.

Среди успешных проектов — тот же самый белый мед, который в течение 2-х лет продается в дорогих супермаркетах Японии, один из успешных примеров.

В этом году тоже идут переговоры, уже другая крупная сеть с супермаркетами и торговыми точками заключает контракт на поставку меда из Кыргызстана.

— Как вы оцениваете условия для работы инвесторов в Кыргызстане? С какими проблемами они чаще всего сталкиваются? Какие недочеты с их стороны имеются?

— Что касается японских компаний, то после посещения Кыргызстана премьер-министром Синдзо Абэ в 2015 году интерес японских компаний к бизнесу в Кыргызстане вырос. Необходимо решить проблемы, которые сдерживают продвижение бизнеса японских компаний.

1. Недостаток PR. В Японии мало кто знает о Кыргызстане. Еще меньше компаний и инвесторов, которые знают о бизнес-среде или заинтересованы в возможностях Кыргызстана.

2. Недостаток информации. Когда японские компании и инвесторы рассматривают возможности инвестиций в Кыргызстан, то они сталкиваются с проблемой быстрого получения нужной информации и данных. Такая ситуация должна быть исправлена.

3. Отсутствие знаний. Кыргызские компании должны приобрести побольше практических знаний в ведении международной торговли не только с Японией, но и с компаниями и инвесторами из других стран — знать международные термины, правила стандарты ведения бизнеса.

4. Недостаток среды финансирования. Незрелость среды финансирования свойственна не только Кыргызстану, но и практически всем развивающимся странам. В первую очередь, отечественные коммерческие банки и подобные учреждения должны повысить экспертный потенциал для эффективного кредитования предприятий, а также активно осуществлять транзакции по торговому финансированию.

— На ваш взгляд, насколько Кыргызстан зависим от инвестиций? Как вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз повлияло на рынок инвестиций?

— Прямые инвестиции увеличились с 2003 года, после принятия закона об инвестициях. В прошлом году совокупная сумма инвестиций составила 655 млн долларов, то есть менее 10% ВВП, то есть большой зависимости от иностранных инвестиций нет.

В последнее время увеличивается объем прямых инвестиций из Китая. По совокупному объему инвестиций с 2000 по 2016 год Китай на 1-м месте (21,6%), Канада на 2-м месте (18,2%), Россия на 3-м месте (13,4%), Казахстан на 4-м месте (12,9%), Турция на пятом (4,5%). Особенно в последнее время видим активизацию инвестиций из Китая.

Кыргызстан присоединился к EAЭС в 2015 году. В 2016 году традиционными инвесторами были Китай, Россия (Российско-Кыргызский фонд развития), Турция, Канада, Великобритания, Беларусь. Однако интерес проявляют и другие страны, которые ранее не были инвесторами: Индия, Иран, страны Ближнего Востока, Таиланд, Малайзия, Сингапур.

— Расскажите немного об инвестировании в Кыргызстан со стороны Японии: какие отрасли представляют наибольший интерес? Перечислите компании-инвесторов с японской стороны, которые присутствуют в Кыргызстане?

— Если посмотреть, то до этого японские компании больше участвовали в инфраструктурных проектах, связанных со строительством дорог, мостов, в проектах с аэропортами. Но работая в Кыргызстане 2 года, вижу, что тенденция меняется, малые и средние компании Японии интересуют такие сферы как: сельскохозяйственный сектор (натуральные продукты, такие как мед, сухофрукты и грецкие орехи), местная продукция (войлочные изделия и так прочее), продажа сельскохозяйственной техники, различных машин и деталей, товаров для дома, фармацевтической продукции, IT отрасль (разработка программного обеспечения, колл-центры), а также инфраструктурные проекты, в которых особенно заинтересованы крупные и средние предприятия.

Из Японии компании открыли в Кыргызстане call-центр, компании по разработке программного обеспечения, наладили сотрудничество с кыргызскими партнерами. Много японских компаний, которые хотели бы продавать японскую продукцию в Кыргызстане, это может быть лекарственная и косметическая продукция, всевозможные технологии и продукция.

— Япония, как одна из самых высокотехнологичных стран, может ли заинтересоваться сотовой компанией ЗАО «Альфа Телеком» (ТМ MegaCom)?

— Японские сотовые операторы не заинтересованы в приобретении компании, потому что мобильный рынок всего мира перенасыщен, поэтому они ищут последующий бизнес. В Кыргызстане число пользователей мобильных телефонов превышает 7 миллионов. В настоящее время японские сотовые операторы активно инвестируют в IoT (Internet of Things) и так прочее.

— Как вы оцениваете положение экспортнооориентированных предприятий страны? Какие проблемы они сегодня испытывают? На ваш взгляд, насколько Кыргызстан зависит от импорта? Какие меры необходимо предпринять стране, что страна начала меньше импортировать и больше экспортировать?

— Для роста экономики Кыргызстана ключевым фактором является развитие экспортоориентированных компаний. Присоединение к ЕАЭС дало большую возможность для экономического роста Кыргызстана, но на данный момент он переживает «муки рождения». В частности, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности экспорт временно прекратился из-за запоздалой реакции на требования технического регламента ЕАЭС. С другой стороны, для швейных предприятий стоимость доставки снизилась, таможенное оформление упростилось, облегчилось ведение бизнеса.

В Кыргызстане наблюдается дефицит торгового баланса в размере около 30% ВВП из-за чрезмерного превышения импорта над экспортом.

В структуре международного платежного баланса сохраняется ситуация, когда торговый дефицит заполняется денежными переводами и прямыми инвестициями из-за рубежа. В частности, переводы из-за рубежа (баланс вторичных доходов) составляют очень большую сумму — 2-3 млрд долларов.

Такой дисбаланс в торговле в настоящее время покрывается за счет денежных переводов мигрантов, работающих за рубежом. Но необходимо развивать и увеличивать отечественные компании, которые будут зарабатывать иностранную валюту, сократят торговый дефицит и будут создавать рабочие места на родине. Другими словами, для устранения дисбаланса в торговле следует развивать отечественные компании.

— Какие механизмы, на ваш взгляд, Кыргызстану нужно использовать для привлечения инвестиций? В чем заключаются основные проблемы и недоработки в инвестиционной политике Кыргызстана?

— Надо повысить степень узнаваемости Кыргызстана. Для этого государственный и частный секторы должны действовать сообща и активно пиарить, рекламировать, периодически проводить рекламные мероприятия за рубежом через деятельность зарубежных дипломатических миссий, частных ассоциаций и сети (network) с зарубежными инвестиционными и кредитными учреждениями.

Буквально 2 года назад, как я сюда приехал, Кыргызстан начал экспортировать белый мед в Японию, в прошлом году 10 тонн белого меда было экспортировано. Можно воспользоваться таким хорошим шансом и благодаря белому меду повысить бренд Кыргызстана, который положительно будет отражаться уже на последующих товарах из Кыргызстана, при этом надо удерживать высокое качество и соответствующий объем продукции. Зная, что в Кыргызстане очень красивая природа, чистая экология, можно продавать и другие продукты: сухофрукты, орехи, лечебные травы и другое, при этом делать акцент на экологическом чистом продукте, в сфере туризма, можно предлагать экологические туры и другие на разнообразные тематики, то есть имеются прекрасные возможности продолжить успешный экспорт товаров в Японию.

Также необходимо создать систему контроля качества продукции, пусть это будет мед или другая продукция, но чтобы при этом были очень высокие стандарты качества и все производители придерживались такого высокого международного стандарта, чтобы качество продукции не снижалось, а повышалось и держалось на высоком уровне.

Какой образ у японцев ассоциируется с Кыргызстаном? Возможно, это Шелковый путь, Тянь-Шаньские горы, страна с богатыми природными ресурсами, небольшое население. В последнее время кыргызский белый мед пользуется популярностью, появился шанс для создания ключевого образа Кыргызстана с красивой природой (Центральноазиатская Швейцария), экологически чистыми органическими продуктами. Если государственный и частный секторы совместными усилиями создадут стандарты качества и создадут систему, которая обеспечит стабильный экспорт и продажу высококачественного кыргызского меда, то Кыргызстан, будучи богатой природными ресурсами и пищевым сырьем, будет привлекательной для развития сельского хозяйства и туристического бизнеса.

Необходимо укреплять сотрудничество с РОТОБО (Японской Ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами), JETRO (Организация внешней торговли Японии), Японской торгово-промышленной палатой, JICA и так далее.

Инвестиционное законодательство и инвестиционная политика Кыргызстана предполагает одинаковое отношение к отечественным и иностранным предприятиям, что можно понять. Но расходы у зарубежных инвесторов гораздо выше, чем у отечественных предприятий из-за отсутствия информации и открытия бизнеса. Поэтому необходимо стимулировать инвестиции зарубежных инвесторов, предлагая определенные льготы, стимулы.

— Как можно оценить инвестиционную привлекательность КР в международных рейтингах? По каким параметрам в международных рейтингах Кыргызстан больше всего выигрывает? По каким проигрывает? Ваши советы для улучшения нашей позиции в таких рейтингах.

— Инвестиционная среда Кыргызстана по широко используемому исследованию Всемирного банка «Doing business» (в этом году) заняла 77-е место из 190 стран, Казахстан на 36-м месте, Узбекистан на 74-м место, Таджикистан на 123-м месте. Но по «Индексу экономической свободы» Американского фонда «Heritage» Кыргызстан находится на 89-м месте в мире, Казахстан на 42-м месте, Узбекистан на 148-м месте, Россия на 114-м месте.

Иностранцы говорят, что процедуры открытия компании в Кыргызстане просты. Однако, проблемами являются последующие сложные налоговые процедуры и исполнение контракта. Бизнесмены должны понимать важность «исполнения контракта». В Кыргызстане более-менее имеются необходимые основные законы, но проблема в их соблюдении. Необходимо повторно убедиться в нейтральности арбитража, судебных органов и скорости исполнения решений.

— Насколько часто инвесторы обращаются к показателям международного рейтинга страны для того, чтобы инвестировать? Что может помешать им принять решение об инвестировании в Кыргызстан, какие факторы?

— Японские бизнесмены практически не обращают внимания на то, на каком месте в рейтинге находится страна. Разве что когда инвесторы или компания находятся на выборе страны, только тогда смотрят, на какой позиции находится страна, но если говорить о конкретных инвесторах и бизнесменов, они смотрят на конкретную ситуацию в своей сфере или в сфере партнера.

Я не говорю, что не стоит обращать на это внимание. Есть яркий пример, Бирма хоть и находится на позиции ниже Кыргызстана, при этом очень большие инвестиции из Японии получает. Почему? Потому что она очень привлекательна для японских бизнесменов.

Инвесторы, как правило, принимают решения по инвестициям без учета международного рейтинга страны. К рейтингу прибегают разве что при выборе страны из некоторого количества стран. Инвесторов интересует здесь привлекательная инвестиционная возможность, которую невозможно получить нигде, разве что в Кыргызстане.

— Согласно данным Национального статистического комитета, в последнее время наблюдается значительный отток инвестиций из Кыргызстана. В чем, по вашему мнению, причины ухода инвесторов?

— Одна из слабых сторон Кыргызстана — высокие транспортные расходы, это основная причина ухода инвесторов или бизнесменов. Конечно, инвестиции бывают разных видов.

Прямые инвестиции бывают двух видов: инвестиции и покупка акций без срока погашения, а также средства со сроками погашения, такие как кредиты и облигации.

Инвестиции в виде займа не являются первоначальной инвестицией или капиталовложением в частную компанию, по истечению срока будет регистрироваться в форме оттока инвестиций. С 2007 года приток частных инвестиций, то есть прямых инвестиций, быстро рос, поэтому в настоящее время прогнозируется, что определенная сумма возврата будет по статистике отображаться в виде оттока инвестиций.

По сообщению сайта Tazabek